Пользователям:
Эл. почта: Пароль (забыли?) запомнить
Регистрация

Аутплейсмент: "мягкое" увольнение

мягкое увольнениеМожно ли уволить сотрудника или сократить большое количество персонала без ущерба для имиджа работодателя на рынке? Среди всех возможных методов "мягкого" увольнения наиболее безболезненным эксперты считают аутплейсмент - цивилизованный метод сокращения персонала, предполагающий активное содействие работодателя трудоустройству уволенного сотрудника. Аутплейсмент бывает разный, и кроме просто корректного расставания с персоналом без взаимных обид предлагает и более тонкие и незаметные методы увольнений.

Что это такое?

Аутплейсмент (от англ. outplacement - "трудоустройство уволенных") появился и стал развиваться в СНГ после кризиса 1998 года, когда западные компании сворачивали деятельность и предлагали увольняемым сотрудникам такую услугу вместе с компенсационным пакетом либо вместо него.

Аутплейсмент - это практическая помощь кандидату в поиске нового места работы, подготовка к предстоящим собеседованиям, консультирование о состоянии рынка труда и реальная оценка шансов конкретного кандидата. В пакет услуг входят консультация психолога, оценка профессиональных знаний и навыков, подготовка индивидуальных планов по поиску работы, обеспечение консультационной поддержки в режиме on-line, составление профессионального резюме.

Далее фирма, предоставляющая эту услугу, размещает резюме кандидата в СМИ и специализированных электронных ресурсах, направляет информацию непосредственно в компании по согласованному списку, рекрутинговые и кадровые агентства, целенаправленно ищет подходящие вакансии, организовывает собеседования и психологически поддерживает на весь период поиска.

Местный опыт

Несмотря на то, что в Европе аутплейсмент стал привычной услугой, в России  его предлагают пока совсем немного агентств. К аутплейсменту чаще прибегают в связи с сокращением штатов при слиянии, закрытии или реструктуризации компаний.

Лидерами по применению аутплейсмента являются крупные и международные компании, обладающие достаточными внутренними ресурсами и возможностями для привлечения внешних консультантов. Он применим для всех групп сотрудников - от топ-менеджмента до рабочих специальностей. Разница в подходах, которые становятся более индивидуальными и специфичными из-за объема затрат.

Так, для топов применимы личные рекомендации, дорогие тренинги, более продолжительная работа над продажей их резюме, сопровождение и консультирование во время прохождения испытательного срока на новом месте. Для рабочих специальностей - информационная поддержка: обеспечение размещения резюме, общее консультирование, универсальные обучающие подготовительные программы для прохождения интервью. В обоих случаях - обзор зарплат для должности, чтобы помочь сотрудникам определить свою стоимость на рынке и предъявлять к будущему работодателю адекватные требования.

Консультант по подбору поможет кандидату оценить его перспективы, даст рекомендацию о направлениях поиска и приемлемой оплате, а также составит или поможет составить профессиональное и привлекательное резюме на основе сухих анкетных данных. То, что работодатели отвергают 80% кандидатов из-за непонравившегося резюме, - факт общеизвестный. Хорошо составленное и своевременно посланное по своей вакансии резюме повышает шансы пройти первый барьер в три-четыре раза.

Для компании аутплейсмент - это возможность снять социальную напряженность, возможный негатив, сохранить лояльность и доброе имя компании в глазах работника. В ряде случаев - просто сэкономить на различных социальных выплатах.

Стоимость услуги

В зависимости от особенностей кандидата, его карьерных планов, сферы его деятельности и пожеланий компании пакет может содержать разнообразные услуги - от проведения собеседований и тестирования специалиста с целью оценки его шансов на рынке труда до подготовки кандидатов к собеседованию в конкретной компании.

Как правило, выделяют два пакета услуг, зависимо от уровня сокращаемых специалистов. Пакет услуг для сокращаемых топ- и менеджеров среднего звена предполагает личный подход к кандидату с целью выяснения его карьерных перспектив, планов и амбиций. Стоимость пакета услуг для senior- и топ-менеджеров: 10-15% годового фонда зарплаты специалиста. При этом половина суммы вносится в качестве предоплаты.

Для других специальностей либо более низкий процент, как правило, 5-10%, либо фиксированная цена за одного человека, если речь идет о реструктуризации крупной компании. Тогда цену за одного сотрудника формируют консультанты вместе с менеджерами по персоналу компании-заказчика. Она будет зависеть от уровня самой должности и от количества работающих на этой позиции человек.

Для рядовых специалистов в пакет входит меньше услуг. При аутплейсменте младших и средних менеджеров рекрутер готов активно продвигать специалиста посредством использования всех возможных средств массовой информации, в которых будет размещено его резюме, и консультировать его относительно правильного позиционирования себя на рынке труда. Но на персональную опеку сокращаемого специалиста рассчитывать не стоит, равно как и на 100-процентный успех.

Завуалированное увольнение

Самый дорогой и красивый вид аутплейсмента убирает неугодного сотрудника под видом хедхантинга. Такая услуга позволяет уволить сотрудника так, чтобы он даже не понял, что это инициировало его руководство. В таком случае анонимно привлекается хедхантер, который сам находит якобы незаменимого специалиста и переманивает его в другую компанию. Всем хорошо: работодатель избавился от неугодного подчиненного, а сотрудник ощущает невероятный прилив самоуверенности, ведь его самого нашли на рынке, оценили его работу. Однако за такую рокировку хедхантер может запросить с бывшего работодателя несколько окладов специалиста.

В России такой вид аутплейсмента пока непопулярен, однако участники процесса отмечают, что оно того стоит. К таким приемам прибегают, когда выводят первых лиц компании, имеющих доступ к секретной информации. Благодаря такому элегантному увольнению компания получает гарантии, что человек не уйдет обиженным и не сдаст информацию конкурентам.

Вынужденная любезность

Однако, несмотря на затраты, эксперты уверены, что в итоге игра стоит свеч. Прибегая к аутплейсменту, работодатели не только страхуют себя от неприятностей, связанных с увольнениями, например, от сплетен, пересудов или даже судебных исков, которые нередко учиняют увольняемые, дабы испортить репутацию своим бывшим начальникам, но и обеспечивают себе лояльность оставшихся работников.

Видя, как работодатель заботится об уволенных, оставшиеся сотрудники станут, как и прежде, доверять своему начальству и, скорее всего, не будут из страха перед увольнением искать работу на стороне.

Для компаний аутплейсмент выгоден еще и потому, что их бывшие сотрудники гарантированно не переходят к конкурентам - в большинстве случаев при аутплейсменте работодатели оговаривают условие с рекрутерами не трудоустраивать работников к своим прямым конкурентам. Ко всему прочему, поддерживая добрые отношения, менеджмент сохраняет возможность и в дальнейшем прибегать к помощи своих бывших сотрудников - например, в качестве консультантов или лоббистов.

 

Дата публикации: 23.12.2008
Источник: BIZ.liga.net


Комментирвать

« Апрель 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30