Пользователям:
Эл. почта: Пароль (забыли?) запомнить
Регистрация

Финансовый кризис: сотрудник банка срочно ищет работу!

Рынок труда вещь непредсказуемая. Нынешний финансовый кризис стократно доказал это, неожиданно и крайне болезненно ударив туда, где меньше всего ожидали кадровых перестановок. Еще несколько месяцев назад работа в банковской сфере считалась престижной, стабильной и безопасной. Сегодня банковский сотрудник, по словам специалистов, номер один в зоне риска на сокращение.

Причины такой ситуации понять не трудно: все участники рынка так или иначе связаны с кредитами: кому-то с их помощью выдают зарплаты, кто-то с этих зарплат платит свои собственные долги перед банками. Задерживаются зарплаты – задерживаются платежи по кредитам. В условиях нынешнего финансового положения в стране и в мире банки ужесточили условия получения кредитов, процентные ставки выросли, спрос на кредиты и ипотеки упал, задолженности по кредитам растут - денег у банков стало меньше. А это самое страшное: если банк терпит банкротство, то его клиенты теряют всё, что в свою очередь вызывает ряд других потрясений. Для того, чтобы сократить расходы и всеми способами избежать банкротства, банки вынуждены массово увольнять своих же сотрудников.    

По данным сайта «Работа Иркутск» за октябрь – ноябрь этого года вдвое снизился спрос на сотрудников в банковской сфере (до 10 вакансий в базе). При этом в 2,5 раза увеличилось количество резюме соискателей на должности в этой области (305 резюме).  Несмотря на прогнозируемое специалистами понижение зарплат банковских сотрудников, в Иркутске и области такой тенденции пока не отмечалось, предложения работодателей прежние: 12 – 16 т.р. -  менеджеры по работе с клиентами, операционисты, кассиры, агенты; 22 – 28 т.р. – финансисты, юрисконсульты, специалисты узкого профиля; 35 – 40 т.р. – руководители, управляющие.

Говорить о «средних» зарплатах в этой сфере сложно: оплата специалистов разных банковских структур складывается из многих факторов (универсальность банка, количество филиалов, число операций, форматов обслуживания и т.д.). У соискателей зарплатные ожидания примерно те же. 

Кадровое изобилие

Причина большого количества безработных банкиров в Иркутске кроется не только в нынешнем финансовом положении – пока это только осторожные меры для предотвращения  возможных серьезных последствий. Недавно многие столкнулись с проблемой переизбытка кадров экономических и юридических специальностей (именно эти специальности чаще всего становятся основой для банковской карьеры).

Ни для кого не секрет, что две самые престижные профессии, начиная с 90-х годов, это юристы и экономисты. У вновь испеченных специалистов в этих областях чаще других возникают проблемы при трудоустройстве – для них просто нет рабочих мест. Несмотря на это, статистика регулярно показывают, что значительный процент абитуриентов и их родителей продолжают делать выбор в пользу «классического» образования, то есть экономического или юридического.

При этом банки столкнулись с проблемой еще более странной в такой ситуации – специалистов с заглавной буквы «С» становится все меньше.

Появление большого количества коммерческих банков в России, деятельность которых основывалась на западных моделях, совпало по времени со становлением компьютерных технологий. Количество банков требовало специалистов, компьютеризация банковских систем требовала новых методов работы. Прежние методики подготовки кадров в России ушли в прошлое. Лишь небольшой процент сегодняшних банкиров, кто начинал в 90 – е годы, мог похвастаться финансовым образованием. Знания получались опытным путем.

Подготовка банковских специалистов сегодня уже ведется, но уровень ее по-прежнему низкий. На все многообразие банковских специальностей (специалисты по кредитованию, специалисты по расчетам, валютному контролю, ценным бумагам и т.д.), для всех, кто хочет работать в банке, высшее образование может предложить лишь одну специальность  - "Финансы и Кредит".

Таким образом, о глубокой подготовке банковских специалистов в ВУЗах пока говорить рано, молодые кадры в основном обучают прямо на рабочем месте, практика в этой области по-прежнему опережает теорию. Большинство специалистов не представляет себе механизм работы всего банка, отдельных его подразделений, структур, не знает основ банковских операций и банковской деятельности вообще.

Кроме того, у сегодняшнего «среднего» специалиста банка можно отметить невысокий уровень образования в принципе: нет знаний, которые позволяют производить простейшие расчеты, не говоря уже о серьезных прогнозах, оценках, планировании и анализах.

Меньше кадров, да лучше

На прошлой неделе президент «Сбербанка» Герман Греф объявил о решении уволить  четверть своих сотрудников, мотивировав это не финансовым кризисом, а желанием повысить эффективность и конкурентоспособность банка. Стереотипный работник, перекладывающий бумажки с одного места на другое в банковской системе больше не нужен. Нужен специалист, ориентированный на продажу банковских услуг и обслуживание клиентов.

Мониторинг личных качеств в резюме соискателей, а также требований к претендентам на вакансии от работодателей на сайте «Работа Иркутск» показал, какими качествами должен обладать  человек, управляющий чужими деньгами, и деньгами, как правило, не маленькими.

Одно из первых качеств - стрессоустойчивость и стремление к обучению. Банковскому работнику приходится работать с деньгами, большими цифрами и нетерпеливыми клиентами, часто -  учиться на ходу, рисковать, искать нестандартные решения,  позволяющие действовать быстро и умно. Такой образ жизни требует  сверхнапряжения, внимательности и усидчивости.

Для инвестиционной банковской деятельности главное - это чутье или, как указывают в резюме и вакансиях, интуиция. Она либо есть, либо нет. Либо человек понимает, что дает прибыль, либо не понимает. Этого, чаще женского, качества требуют и от мужчин. 

Для работника банка кроме высокого профессионализма необходимы порядочность - личная и деловая, интеллигентность, преданность организации и законопослушание. Вся банковская система держится на доверии, они не могут позволить себе риск с недобросовестным сотрудником. Кроме того, данные при поступлении на работу в банк тщательно проверяются органами службой безопасности.

В России на поприще банковского бизнеса успеха чаще всего добиваются люди с сильным или даже агрессивным началом. Тем не менее, процент женщин и мужчин – соискателей примерно одинаков. Возраст банковского работника варьируется от 22 до 45 лет. Многие банки делают сегодня ставку на молодежь - она быстро осваивает рыночные отношения, легко адаптируется к ним и не знает системы получения денег за «ничегонеделание».

Но на первом месте и у работодателей, и у соискателей, конечно, стоит  коммуникабельность и презентабельная внешность. Грамотное общение – залог долгих, стабильных, партнерских, доверительных отношений между банком и его клиентом. Приветливость, вежливость, готовность помочь, внимательность, тактичность - это то, что желает получить каждый клиент. И, разумеется, банковские служащие должны дать ему это в любой, даже самой кризисной ситуации.

Екатерина Прокофьева, сайт «Работа Иркутск.ру» 

Дата публикации: 19.11.2008

 


Комментирвать

« Июль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031