Пользователям:
Эл. почта: Пароль (забыли?) запомнить
Регистрация

Кадровик или HR-менеджер?

В данной статье речь пойдет о специалистах, работающих в отделах кадров, или отделах персонала, как их чаще называют в последнее время. Для начала необходимо разобраться в одном очень запутанном вопросе — путанице с терминологией.

Дело в том, что данную профессию как только не называют сегодня в России: кадровик, менеджер по персоналу, менеджер по кадрам, специалист по персоналу и тому подобное в разных вариациях. Название «кадровик» пришло еще из советских времен.

Тогда функции этих специалистов сводились к заполнению трудовых книжек и отправке людей на отдых согласно КЗОТу. Кроме этого, они вели личные дела, писали должностные инструкции, выдавали пропуска и т. п. В настоящее время употребляется и еще одно название этой профессии, пришедшее к нам с Запада — HR-менеджер (HR — расшифровывается как human resourses, то есть «человеческие ресурсы»). Такая путаница в терминологии существует по нескольким причинам. Во-первых, стандарты работы этих специалистов пока не сформированы. На каждом предприятии они могут пониматься по-разному. Во-вторых, в России не существует традиций кадрового менеджмента в современном их понимании. В-третьих, такая отрасль образования, как обучение специалистов по персоналу, тоже только начинает формироваться. Поэтому в названии данной профессии мы будем употреблять терминологию российских образовательных стандартов, о которых речь пойдет далее — специалист по управлению персоналом.

Итак, главная сложность состоит в том, что единого представления о должностных обязанностях данного сотрудника пока еще нет. Зачастую за словами «специалист по управлению персоналом» скрываются совершенно разные профессии, требующие различного образования и опыта. Тем не менее, можно дать описание стандартных функциональных задач, стоящих перед данными сотрудниками. Это:

 - Кадровое делопроизводство
 - Подбор персонала
 - Организация обучения и переподготовки сотрудников компании
 - Начисление заработных плат и разработка компенсационных схем
 - Оптимизация организационной структуры компании
 - Формирование кадровой политики компании

Вообще, функции специалиста по персоналу обычно варьируются в зависимости от нескольких факторов: размеров компании, политики руководства в отношении персонала, корпоративной культуры компании и размеров самого отдела по работе с персоналом. В небольшой компании это обычно один специалист широкого профиля, выполняющий все вышеперечисленные функции.

Конечно, одному специалисту работать достаточно трудно. Ведь он должен знать основы педагогики, социологии и психологии, научной организации труда, производства и управления, владеть современными методами оценки персонала и регламентации его функций, иметь ясное представление о перспективах развития предприятия. Кроме того, этот специалист по персоналу должен хорошо разбираться в юриспруденции, по крайней мере, в той ее части, что касается трудового, гражданского и административного права.

В самых крупных компаниях в отделе персонала может работать до 10 – 15 человек, каждый из которых специализируется на решении каких-то конкретных задач (юридических, подбора сотрудников, обучении персонала и т. д.).

Личные качества

Какими же личными качествами должен обладать хороший специалист по управлению персоналом? В первую очередь он должен быть хорошим психологом. Умение общаться понимать людей и общаться с ними для него важнее всех остальных навыков. Он также должен иметь очень высокую коммуникабельность, то есть способность найти общий язык практически с любым человеком. Ему должно быть легко и интересно с разными людьми, а им, в свою очередь, должно быть легко с ним.

Желательно иметь также хорошую проницательность и развитую интуицию, которые помогут найти правильный вариант поведения в сложной ситуации. Специалисту по персоналу необходимо также умение логически мыслить и анализировать. Никак не обойтись и без организаторского таланта, умения наладить четкую работу внутри коллектива, распределять обязанности и осуществлять контроль. То есть эти специалисты должны быть еще и хорошими управленцами.

Очень важны также следующие качества:

 - высокая работоспособность
 - уверенность в себе
 - умение работать в команде и брать ответственность на себя
 - быстрая обучаемость
 - стрессоустойчивость
 - позитивное отношение к людям

Образование

Где же готовят специалистов в области кадрового менеджмента в России? В принципе, существуют два варианта обучения.

Первый вариант — это так называемое базовое общее высшее образование плюс специальные курсы. В качестве базового в основном выступает высшее педагогическое, психологическое, юридическое или экономическое образование. Вообще, выбор человека с определенным образованием зависит от того, какие задачи с его помощью компания хочет решить. В принципе, базовое высшее образование нынешних сотрудников отдела персонала может быть самым различным — как гуманитарным, так и техническим или экономическим. Это первый, и пока наиболее распространенный, способ решения вопроса подготовки данных специалистов.

Второй вариант обучения — окончить вуз по специальности «Управление персоналом». Но Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Управление персоналом» (квалификация — менеджер) был введен только в 2000 году. Согласно ему, основными видами деятельности выпускников в службе управления персоналом являются: организаторская, управленческая, правовая, учетно-документационная, воспитательная, педагогическая, социально-бытовая, психологическая, социологическая. Этот вариант приобретает все большую популярность, однако первые выпускники только-только появляются, ведь срок обучения — 5 лет. И пока в отделах персонала их меньшинство. Остальные повышают квалификацию на кратковременных курсах, тренингах и семинарах.

Ведь для успешной работы хороший специалист сегодня должен знать:

 - законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом
 - законодательство о труде
 - основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса
 - конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг
 - порядок ценообразования и налогообложения
 - основы маркетинга
 - современные концепции управления персоналом
 - основы трудовой мотивации и системы оценки персонала
 - формы и методы обучения и повышения квалификации кадров
 - порядок разработки трудовых договоров (контрактов)
 - методы и организацию менеджмента
 - основы технологии производства
 - структуру управления
 - основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда
 - этику делового общения
 - основы организации делопроизводства
 - методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи
 - правила и нормы охраны труда

Все эксперты сходятся во мнении, что спрос на данных специалистов растет с каждым годом. Ведь все больше российских компаний обращает внимание на проблему эффективности отбора работников и управления ими, так как именно человеческий фактор играет сегодня решающую роль в деятельности любой организации.

По данным кадровых агентств, возраст сотрудников отдела персонала на российских предприятиях сегодня колеблется в пределах 25 – 30 лет, а возраст руководителей этих служб — от 30 до 35 лет. Заработная плата рядового специалиста отдела составляет от 600 до 1000 долларов США, а начальника отдела — около 1500 долларов США.

В заключение необходимо сказать, что в настоящее время в России специалист по управлению персоналом — одна из самых творческих профессий. Ведь своих традиций кадрового менеджмента у нас пока маловато, а западные методики частенько оказываются абсолютно непригодными в российских условиях. Поэтому современные специалисты в области кадрового менеджмента создают и внедряют собственные процедуры управления персоналом. То есть, являются первопроходцами!

Источник: ПодборКадров


Комментирвать

« Декабрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31