Пользователям:
Эл. почта: Пароль (забыли?) запомнить
Регистрация

Манипулятор в офисе: практикум по совместному выживанию

Манипуляция - это скрытое управление собеседником против его воли. Манипулятор добивается нужного ему результата путем обнаружения у оппонента недостатков и слабостей и направленного воздействия на его эмоции и чувства (по Э. Берну).

Манипуляции бывают сознательными - когда для достижения цели пользуются жесткими психологическими техниками и манипулятор четко понимает, что и зачем он делает, и бессознательными - в этом случае человек лишь следует сложившимся привычкам и усвоенным с детства деструктивным моделям поведения.
 
Во внутренних уставах и в корпоративных кодексах многих солидных фирм есть положение о деловой этике. Там оговаривается, что сотрудники не должны в своем поведении выходить за рамки взаимной вежливости и применять для достижения своих целей сомнительные в нравственном отношении приемы. Но слова "манипулятор" и четкого определения манипуляции, равно как и полного перечня запрещенных форм манипулятивного поведения, вы там не встретите.
Это и не удивительно: ведь для многих манипулятивное поведение является настолько привычным, что мы считаем его чем-то само собой разумеющимся, "недостатком" или "чертой характера".
 
Увы, наличие в коллективе любителя подергать коллег и подчиненных за ниточки часто порождает нервозную атмосферу, конфликты и интриги, отвлекая внимание и силы сотрудников от решения основных задач бизнеса. Так что в итоге забота по распознаванию и нейтрализации любителей "таскать каштаны из огня чужими руками" целиком и полностью ложится на плечи менеджера по персоналу.
 
Чтобы определить, есть ли среди сотрудников компании манипуляторы, обратите внимание на стили поведения и взаимодействия коллег. Именно в том, как сотрудники общаются друг с другом, и проявляются признаки скрытого управления. Манипуляция возникает в тот момент, когда человек начинает исполнять одну из трех ролей: Агрессора, Жертвы или Спасителя (данные роли описал и подробно проанализировал психолог Эрик Берн в своей книге "Игры, в которые играют люди").
 
Скрытое управление людьми основано на использовании поведенческих моделей, связанных с вышеназванными ролями. При этом человек может избирать тот или иной стиль поведения как преднамеренно, так и бессознательно.
 
Сознательный манипулятор не всегда вреден - ведь навыки такого сотрудника можно использовать в интересах компании (например, в ситуации жестких переговоров с деловыми партнерами). В сущности, любой человек, в чьи профессиональные обязанности входит ведение переговоров, должен если и не владеть техниками скрытого управления, то по крайней мере уметь распознавать манипуляции со стороны партнеров и уметь противостоять им.
 
Но в российской практике менеджерам по персоналу чаще приходится сталкиваться с бессознательными манипуляторами. Трудность состоит в том, что бессознательный манипулятор, как правило, даже сам себе не признается, что его привычное поведение является чем-то предосудительным или неэтичным, наоборот многие склонны считать себя "радетелями о всеобщем благе", "борцами за правду" или "невинными жертвами".
 
Бессознательным манипулятором может быть любой сотрудник, привыкший использовать в жизни ту или иную модель манипулятивного поведения. Его главное оружие - эмоции, как собственные, так и чужие.
 
Стиль манипуляции зависит от типа личности. Как уже упоминалось, одни симулируют беспомощность, другие ведут себя агрессивно и напористо. В современных книгах по психологии и управлению персоналом представлено множество классификаций типов манипуляторов, однако наиболее основательной считается классификация Шосторма.
 
Например, Жертва (общий психологический тип - "Бедняжка", "Плющ") добивается нужной реакции окружающих с помощью нагнетания эмоций вокруг таких состояний, как "слезливый ребенок" или "издерганная мамочка". Соответственно первая стратегия Жертвы состоит в том, чтобы привлечь внимание коллег к собственным проблемам: "Я маленький и слабый, мне сейчас плохо и потому мне срочно нужна помощь" и заставить помогать себе - пусть даже за счет их собственного рабочего времени и в ущерб обязанностям. Так часто поступают молоденькие и неопытные секретарши или протеже руководства: первым не отказывают из-за возможности разбавить рабочий день приятным флиртом, а вторым дать от ворот поворот не всегда удобно по понятным причинам.
 
Вторая распространенная стратегия Жертвы состоит в том, чтобы избавить себя от части работы через драматизацию ситуации и соответствующее этому поведение. Девиз такой Жертвы: "Мне сейчас плохо, и потому отстаньте все от меня!" Иногда для усиления манипулятивного эффекта Жертва прибегает к скрытой атаке: "Мне плохо, и вы лично в этом виноваты!" И в такие моменты обращаться к человеку даже по вопросу, входящему в его компетенцию, становится как-то неудобно, чем Жертва и пользуется.
 
Кроме того, женщины-манипуляторы, относящиеся к типу Жертвы, обожают ссылаться на свои якобы "куриные мозги", "техническую тупость" и полное отсутствие логики. В результате мужчина-сослуживец или начальник проникается глубоким сочувствием к "бедной дурочке" и уже не так строго смотрит на ее ошибки или оплошности в работе.
 
Жертва - пассивный манипулятор, чье тайное оружие - слабость, реальная или мнимая. Цель - снять с себя ответственность за свои действия и ошибки. Главная причина, заставляющая сотрудников прибегать к манипулятивной стратегии Жертвы, - неумение конструктивно справляться со стрессом и высокими нагрузками, а также детская привычка искать причины своих неудач во внешних обстоятельствах или людях. В роли манипуляторов-Жертв на работе могут выступать люди, испытывающие стрессовые перегрузки при самом разном уровне личной ответственности: бухгалтеры, секретари, новые сотрудники, линейные менеджеры, продавцы, водители.
Следующий тип манипулятивного поведения - Агрессор (психологический тип - "Хищник", "Грубиян", "Диктатор"). В отличие от Жертвы это активный тип. Он воздействует на коллег и подчиненных путем применения грубой силы (оскорбления, крика) или более изощренными способами - психологическим давлением, "выкручиванием рук", тонкими интригами (тип "Мафиози").
 
Агрессор часто объясняет свою непримиримость к ошибкам и недостаткам других заботой о процветании компании, хотя его личная выгода, как правило, состоит в том, чтобы быстро продвигаться вверх по карьерной лестнице.
 
Один из коронных приемов агрессивного манипулятора-Мафиози: "Я ничего не сказал, только говорю". В ситуации, когда такой сотрудник не может оказать на кого-то из коллег прямое давление, он начинает общаться с ними намеками или многозначительными недомолвками. В результате в офисе компании практически всегда сохраняется высокое напряжение. Ситуация неизвестности и неопределенности, создаваемая таким манипулятором, добавляет нервозности и провоцирует сотрудников на совершение ошибок. Манипулятор-Агрессор непременно использует оплошность или ошибку сотрудника для последующего воздействия на человека через чувство вины, поскольку любимая игра Агрессора строится вокруг формулы: "Ну что, попался, негодяй?"
 
В роли Агрессоров в российских компаниях чаще всего выступают начальники любого уровня, карьеристы (амбициозные молодые специалисты), сотрудники, состоящие с руководством компании в дружеских или родственных отношениях, охранники, администраторы. Жизнь для Агрессора - это битва, где все остальные люди - соперники, реальные или потенциальные.
 
Агрессор - соревнующийся манипулятор, он рассматривает жизнь в коллективе как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть. Цель - власть и контроль над окружением.
Но существуют две ситуации, когда появление Агрессора и его действия могут принести пользу и компании, и (в конечном итоге) коллективу: кризис роста (сопровождающийся реорганизацией и реструктуризацией) и обострение конкурентной борьбы на рынке.
 
Третий тип манипулятора - Спаситель (общий тип - "Джокер", "Человек с двойным дном"). Как правило, это сотрудник, обладающий авторитетом или талантами, способными для него этот авторитет завоевать.
 
Спаситель, так же как и Агрессор, занимает в коллективе активную позицию, однако никогда не действует грубостью. Наоборот, такие люди подчеркнуто внимательны и в основном любезны. Он избегает демонстрировать свои истинные чувства, обычно избирая роль бодрого, полного сил позитивного лидера. Чтобы подтверждать свою компетентность и способность решить любую проблему, манипулятор-Спаситель часто использует в качестве неоспоримого аргумента собственной правоты свой служебный и социальный статус (старший товарищ, эксперт, начальник). Его любимые игры: "палочка-выручалочка", "знаток", "в каждой бочке затычка", "психолог", "папа-мама".
 
Роль Спасителя в коллективе чаще используют люди в возрасте, опасающиеся конкуренции со стороны амбициозной молодежи и не умеющие (или не готовые) жестко играть по их правилам. Заметим, что на фоне одного-двух Агрессоров, которые есть в любом коллективе, Спаситель всеми Жертвами воспринимается и оценивается положительно. Ему скорее, чем Агрессору или другой Жертве, простят неэтичный поступок.
 
Казалось бы, фигура Спасителя - как раз то, что нужно для компании, где всегда есть авралы или вопросы, для решения которых требуются сильные активные люди. Но, во-первых, манипулятор-Спаситель часто оказывает компании плохую услугу, приучая своих коллег или подчиненных к безответственности и пассивности. Зачем им самим напрягаться, если в компании есть "палочка-выручалочка" или "эксперт-по-всем-вопросам"?
 
Во-вторых, далеко не всегда Спаситель действительно хорошо справляется со всеми делами, за которые берется, и компетентен настолько, как старается изобразить.
В-третьих, как правило, он склонен приписывать успех в делах себе ("Хорошо, что вы поручили это мне"), а в неудачах обвинять тех, кто вовремя к нему не обратился за советом или помощью ("Вот если бы вы обратились ко мне раньше, мы не опоздали бы со сдачей годового отчета!"). А иногда и просто превращается в "змею подколодную", начиная интриговать и присваивая результаты чужого труда (как в приведенном выше примере).
 
Спаситель - активный манипулятор, управляющий окружающими за счет убеждения всех в собственной незаменимости и осуществления навязчивой опеки. Цель - повышение социального статуса, моральные и материальные бонусы.
Далеко не всем менеджерам по персоналу удается с ходу вычислить сотрудника-манипулятора, и в дальнейшем, разбирая конфликты и жалобы его коллег, они вынуждены иметь дело не столько с ним самим, сколько с последствиями его поведения. При этом в деловой практике есть немало примеров того, что люди (независимо от пола, возраста и служебного положения), сталкиваясь с манипулятором, отвечают ему агрессией или пассивностью вместо того, чтобы оказать спокойное эффективное противодействие и остаться на высоте положения.
 
Источник: Makmark.ru


Комментирвать

« Январь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031